Традиционно главным институтом воспитания является семья.
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей
последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что
в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по
длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не
может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к
поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и
отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка
состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери,
отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит
его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный
институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько
может сделать семья.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в
воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто
вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих
детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности;
несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не
ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.
В связи
с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так,
чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния
семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить
внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное
значение.
Главное в воспитании маленького человека – достижение
душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем
случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем
возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.
|